Детский сад №18 "Радуга"
Рекомендации родителям. Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.теУчитель-логопед - Пинькова А.В. Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения. У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова.Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной адаптации детей. В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет: v Нарушение количества слогов (элизия- сокращение(пропуск) слогов: моток- молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных : тарава-трава) v Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот) v Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт-лимон) v Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан) v Персеверации ( инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама) v Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница) Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений. В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь в этом могут следующие игры : v Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?» «Узнай музыкальный инструмент по звучанию» и другие варианты v Слухового внимания. « Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал». v Работа над ритмом и темпом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных ударных инструментов — барабана, бубна, металлофона. «Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задается ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу. «Передай привет» Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе. v Упражнения на развитие координации рук: пальчиковые гимнастики (можно использовать книги: Т.Ю. Бардышева «Разговорчивые пальчики», «Забодаю, забодаю» и др.) «Делай как я» (Воспроизведение серий движений руками - ногами). «Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками) v Графические упражнения. «Продолжи строчку» «Выложи орнамент», «Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы». v Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок» (например: М.А. Поваляева «Сказка о веселом язычке») v Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: расскажи что было вначале, середине, конце; «Что (кто, где) стоит» (перед, за, после, на над…); первый, последний. На примере детских сказок - «Репка», «Теремок». v Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звука из слова. «Паровозик» (выделять последний звук и подбирать следующее слово-вагончик, начинающееся на этот звук.) «Подбери слово» (подбираем слова на заданный звук, слог.) v Игры, направленные на формирование чувства рифмы. «Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов) «Подбери рифму» (ложка - кошка, танки- санки). В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.
Желаем успехов! 22 декабря 2013 в 12:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.