Детский сад №18 "Радуга"

Рекомендации родителям. Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.те

                                                                                              Учитель-логопед - Пинькова А.В.

  Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения. У большинства из этих детей наряду с  нарушениями фонетико-фонематической  лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова.Своевременное  и целенаправленное устранение нарушений  речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и  школьной программы, социальной адаптации  детей.

В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:

v  Нарушение количества слогов (элизия- сокращение(пропуск) слогов: моток- молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных : тарава-трава)

v  Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот)

v  Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт-лимон)

v  Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан)

v  Персеверации ( инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама)

v  Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)

  Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей,  несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.

В связи с этим необходимо  с раннего возраста развивать у ребёнка  умение слушать, чувствовать и воспроизводить  ритм. Это  способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь в этом могут следующие игры :

v Для развития  слуховой памяти: «Где позвонили?» «Узнай музыкальный инстру­мент по звучанию» и другие варианты

v Слухового внимания. « Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».

v Работа над ритмом и темпом  (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроиз­ведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных ударных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задается ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помо­щью хлопков или ударов ладонью по столу.

«Передай привет»  Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.

v Упражнения на развитие координации рук:

 пальчиковые гимнастики (можно использовать книги: Т.Ю. Бардышева «Разговорчивые пальчики», «Забодаю, забодаю» и др.)

«Делай как я» (Воспроизведение серий движений руками - ногами).

«Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)

v Графические упражнения.

«Продолжи строчку» «Выложи орнамент», «Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы».

v Артикуляционная гимнастика

«Весёлый язычок» (например: М.А. Поваляева «Сказка о веселом язычке»)

v Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: расскажи что было вначале, середине, конце;  «Что (кто, где) стоит» (перед,  за, после, на над…); первый,  последний.  На примере детских сказок - «Репка», «Теремок».

v Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звука из слова.

«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать следующее слово-вагончик, начинающееся на этот звук.)

«Подбери слово» (подбираем слова на заданный звук, слог.)

v Игры, направленные на формирование чувства рифмы.

«Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов)

«Подбери рифму» (ложка - кошка, танки- санки).

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в  гостях, по дороге в детский сад, транспорте.

 

Желаем успехов!

22 декабря 2013 в 12:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.