Детский сад №18 "Радуга"

Речь – будущее твоего ребенка

                                                                                               Учитель-логопед Пинькова А.В.

Необходимое условие полноценного развития личности дошкольника – воспитание речи. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, послужить причинами неуверенности малыша в своих силах, что будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

К сожалению, процент детей с нарушением звукопроизношения в возрасте 5 – 7 лет год от года не уменьшается, а растет. При этом процент мальчиков с нарушением речи существенно выше по сравнению с девочками.

Развитие речи – одно из важнейших условий успешного обучения ребенка в детском саду, а затем и в школе. Речь – средство приобретения знаний, формирования и совершенствования всех психических функций. Интеллектуально развитие возможно лишь при овладении ребенком человеческой речью, социальной средой.

Довольно часто встречаются случаи, когда невнимание, равнодушие к собственному ребенку приводит к психическому недоразвитию, в том числе и к речевому. К сожалению, речь идет не только о неблагополучных семьях.

Все чаще ребенок из вполне благополучной семьи оказывается «брошенным» эмоционально. Родители заняты решением своих проблем, карьерой, у них нет времени, сил, настроения поиграть и пообщаться с собственным ребенком. Игры, требующие речевого взаимодействия между детьми или ребенком и взрослым, заменяются современными компьютерными. Общение со взрослыми и сверстниками заменяется просмотром телевизионных передач. Родители довольны – ведь ребенок занят, не мешает им, не задает «лишних вопросов». Мало кто из родителей задумывается о пользе подобных игрушек для интеллектуального, речевого и социального развития ребенка. Следствие подобного поведения – задержка у ребенка речевого развития, снижение познавательных интересов, нарушения эмоционально-волевой сферы, трудности в общении со сверстниками, заикание.

Следует избегать и другой крайности – форсирования темпов развития детей. В настоящее время родителям предлагают большое количество курсов для развития способностей их малышей. Существуют различные методики, обещающие обучить детей чтению, счету, письму, иностранным языкам, развить их интеллектуальные и творческие способности, начиная с 2 – 3 – летнего возраста. Однако нередко  все усилия родителей заканчиваются слезами, отказами от занятий, нарушениями со стороны нервной системы (нарушения сна, аппетита, эмоциональная напряженность, тики, заикание). Происходит это из-за перегрузок детей речевым материалом, несоответствия  возрасту и индивидуальным темпам развития речевых и интеллектуальных заданий, скрытой психической ущемленности (ребенка сравнивают с другими, более успешными детьми, он не соответствует ожиданиям родителей), что в итоге приводит к формированию комплекса неудачника и заниженной самооценке.

У ребенка с речевыми нарушениями при отсутствии коррекционных мероприятий может замедлиться темп его интеллектуального развития. В силу дефекта речи он становится малообщительным, ограничивается круг его интересов, замедляется темп развития мышления.

Таким образом, необходимо уделять внимание не только формированию речи, но и коррекции нарушений различных сторон познавательной деятельности. От правильности и своевременности выявления речевых нарушений и сопутствующих им нарушений познавательной сферы во многом зависит от результата коррекционного воздействия.

Как же помочь ребенку? Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов, поэтому полноценная работа артикуляционного аппарата – одно из условий нормального становления звукопроизношения, в этом могут помочь учителя-логопеды общеобразовательных учреждений.

22 декабря 2013 в 12:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.