Детский сад №18 "Радуга"

:«ТРИЗ и РТВ в развитие речи детей»

                                                                                                   Воспитатель - Рамазанова Д.А.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Организация обучения детей с недоразвитием речи  предполагает формирование у них умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и определять содержание своего высказывания. Наблюдения показывают, что традиционное обучение дошкольников рассказыванию строится на подражании с преобладанием репродуктивных приемов руководства. Функция ребенка на таких занятиях исполнительская, а не развивающая. Дети  не могут сами оценить, выбрать способы исправления ошибок. Это препятствует развитию самостоятельности, активности, творчества.К.Д.Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Не меньшую роль в развитии речи играет картинка, созданная воображением самого ребенка.Именно творческое рассказывание приближает ребенка  к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей деятельности -  учебе, так как представляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, играет важную роль в развитии словесно – логического мышления, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.

Важнейшим средством, подготавливающим детей к творческому рассказыванию, являются упражнения, в которых используются пословицы, поговорки, метафоры, фразеологические обороты, загадки, скороговорки, потешки, частушки.Тема речевого развития должна быть интересна детям, расширять круг знаний о предметах и явлениях окружающего мира.Предлагаемый сюжет должен соответствовать имеющемуся у детей опыту, затрагивать нравственные и эстетические чувства, углублять интерес к речевой деятельности, учитывать уровень речевого развития.Решить задачи развития речи проблемным методом сегодня позволяет ТРИЗ – педагогика. Что же такое ТРИЗ? Эта аббревиатура расшифровывается так: теория  решения изобретательских задач, возникла как инженерная дисциплина. Основатели ее Г.С. Альтшуллер, Г.И.Альтов и др.. Теория ТРИЗ разработана на базе наук о развитии, воспитании и обучении человека и предусматривает систему средств, методов и приемов развития мышления, воображения, фантазии, навыков творческой работы.Суть его заключается в том, что ребёнок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска. Дети организуют собственную речевую деятельность творческого характера.

Я хочу вас познакомить с некоторыми методами и приёмами ТРИЗ, которые использую для развития диалогической речи.

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК.

Он используется для решения несложных задач. Например, на прогулке ребята играли в мяч. Он перелетел через забот за пределы детского сада; оттуда его трудно достать. Детям предлагается подумать, как это можно сделать? Дети ищут выход из этой ситуации.

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ.Дети любят придумывать новые игрушки и предметы. Этот метод им поможет. Детям предлагается назвать одно существительное, затем подобрать как можно больше признаков к данному существительному Поочерёдно признаки этих объектов переносятся на другие. Веер неожиданных признаков позволяет создать необычные объекты.

ОБЛАКО

ДИВАН

БЕЛОЕ

ОКРАШЕН В БЕЛЫЙ ЦВЕТ

ПУШИСТОЕ

КОГДА СЯДЕШЬ НА ПУШИСТЫЙ ДИВАН, ТО СТАНОВИТСЯ ТЕПЛО И УЮТНО.

КРАСИВОЕ

КОГДА СМОТРИШЬ НА КРАСИВЫЙ ДИВАН, ТО НА ДУШЕ ХОРОШО

ВОЗДУШНОЕ

ЕСЛИ УСНЁШЬ НА ДИВАНЕ, И ТЕБЕ СНИТСЯ, ЧТО ТЫ ЛЕТИШЬ ПО ВОЗДУХУ

МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА.Детям предлагается проблемная ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода. Например, на дереве созрели яблоки. Ирочка хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя – около дерева будка со злой собакой. Как ей попробовать яблоко? На первый взгляд у этого метода много общего с обычной беседой. Но есть и отличия. Каждый ребёнок должен предложить свой вариант решения проблемы. Принимаются любые идеи, даже если они кажутся абсурдными. Из множества вариантов выбирается один и осуждается более детально. Результаты обсуждения можно использовать в продуктивной деятельности: сочинение сказки, рисование.

-работать с небольшой группой (от 2 до 7 чел.);

-детям должна быть дана установка: можно высказывать мысль, так как исключается критика как сверстников, так и воспитателей.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ М.Ш. В РАБОТЕ СО СКАЗКОЙ.Задание 1.: изменяем характер героя. Прочитали русскую сказку «Лисичка со скалочкой» и придумали новый образ лисы. Родилась новая сказка с другим героем.

Задание 2.: изменяем концовку сказки.  Прочитали сказку «Снегурочка» и спросили детей, как сделать так, чтобы Снегурочка не растаяла.

Задание 3: восстанавливаем сюжет изменённой сказки. Например, «Маша и Медведь». Как можно сделать так, чтобы Медведь сам отпустил Машеньку домой?

МЕТОД КАТАЛОГА.Этот метод позволяет решать проблему творческого сочинительства. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания через последовательность вопросов.

Примерные воспросы для детей 3-4 лет:

- О ком (чём) сочиняем сказку?

- Жил-был кто?

- С кем он дружил?

- Что случилось с друзьями?

- Кто помог друзьям спастись?

Примерные вопросы для детей 5-7 лет.

-Жил-был кто?

- Какой он был?

-Какая история произошла с героем сказки?

- Встретил злого (доброго)… кого?

- У какого героя был друг? Кто?

- Какой он был?

- Что стало со злым персонажем?

УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ ЗАГАДКИ, ОРИЕНТИРУЯСЬ НА ПРИЗНАКИ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ.

Например: треугольная, оранжевая, твёрдая, хрустящая, сочная, сладкая, вкусная (морковь).

ПРИЁМ ФАНТАЗИРОВАНИЯ.На прогулке, наблюдая за солнышком, спросить: «Куда солнышко прячется вечером? О чём оно мечтает? Можно ли оживить солнышко? Кто его мама? Кто его друзья? Какой характер у солнышка? О чём спорят солнышко и ветер?

ПРИЁМ ЭМПАТИИ.Дети представляют сея на месте наблюдаемого « А что, если бы ты превратился в цветок?» ; «О чём думаешь, мечтаешь?»; «С кем бы ты подружился? Кого боишься?»

Литература

1. Т.А.Старчук «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине».

2.  Т.А. Сидорчук, И.Я.Туткович «Методы развития воображения дошкольников»

23 декабря 2013 в 20:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.